Log in
|
Create an account

Print
Старая Динабургская крепость
::cck::180::/cck::
::introtext::

Динабургский замок, существовавший в 1275—1577 годах, замок в Латвии. Сохранялся до Северной войны (1700-1721). Стены разобраны в 1811-1829 годах. По-немецки это место именовалось Nowenene и Dünaburg, Duneburc, по-русски в XV веке - Навчин, Невгин.

::/introtext::
::fulltext::

Найденные археологические памятники на берегах Даугавы и озера Стропы свидетельствуют, что с древних времен теперешняя территория города Даугавпилса была населена. Древние латгалы здесь устроили поля, построили хутора, но главное городище находилось выше по реке, в Науене (в 19 км вверх по течению Даугавы от Даугавпилса). Оно упоминается в скандинавских сагах V века, когда жители Готланда по Западной Двине (Даугаве) отправлялись на Русь и дальше, в Византию. О древней заселенности двинской округи свидетельствуют находки римских монет I века до н.э. – IV века н.э. на правом берегу Даугавы недалеко от Даугавпилса, а также депозит римских монет и различные археологические находки в Вецпилсе (Науене).

Уже в те далекие времена в период быстрого развития торговли немецкие феодалы вынашивали планы завладеть Прибалтийским краем. Встречая сильную конкуренцию на западе, они стремились сосредоточить свои торговые интересы на востоке, создать плацдарм для продвижения в глубь русских земель. Свои планы немецкие феодалы осуществляли под видом «Крестовых походов». Крестоносцы, провозгласив лозунг «Христианство или смерть», огнем и мечом насильственно насаждали свою веру, убивали, грабили, покоряли и угнетали население Прибалтики. Немецкие купцы, в основной массе неграмотные, держали при себе счетоводов-монахов. Так появился на территории Латвии монах Августинского ордена Мейнард, будущий икшкильский епископ на Руси.

Для осуществления организованного и прочного завоевания Прибалтики был учрежден Орден меченосцев или Орден божьих рыцарей, во главе которого стоял магистр. Впоследствии этот орден переименовали в Ливонский (но названию племени ливов, живших западнее Риги). Члены этой организации делились на рыцарей, священников и служащих. Они давали обет не иметь личного имущества, не вступать в брак, повиноваться своим начальникам и бороться с неверующими. За это им прощались многие преступления. Грабежом и торговлей они приумножали свое богатство.

Рыцари Ордена меченосцев носили ярко-белый плащ с вышитыми красным мечом и крестом. Крестовый поход в Прибалтику цинично посвящался Деве Марии. Используя раздробленность и отсутствие у местного населения единой государственности, натравливая одни народы на другие, а затем разбивая их поодиночке. Орден меченосцев в короткий срок захватил значительную часть Латвии. Захваченные земли раздавались рыцарям в качестве бенефиций (владение за военную службу). Кроме того, с местного населения взимался налог "десятина" - в пользу немецкой церкви.

Продвижение немцев на Восток было встречено упорным сопротивлением латышского народа, неоднократно обращавшегося за помощью к русским войскам. На территории Латгалии рыцарей много раз бивали, и только после монгольского нашествия на Русь агрессия Ордена меченосцев имела непродолжительный успех. Таким образом, в XIII веке из-за феодальной раздробленности над всеми народами Восточной Европы нависла смертельная опасность с востока и запада. С востока вторгались татаро-монгольские полчища, с запада — немецкие псы-рыцари и банды крестоносцев под предводительством воинствующей католической церкви.

К ХIII веку латгалов из Науене вытеснили литовцы и здесь находился их деревянный замок. Высокий, обрывистый, берег над излучиной реки Даугава, был прекрасной стратегической позицией, контролировавшей водные торговые пути из Пскова и Новгорода на Вильно, а из Полоцка — на Ригу и Балтику. В ходе сражений, орден крестоносцев отбил замок у литовцев и построил на месте деревянной постройки, каменное городище. В «Историкостатистических сведениях об уездных городах Витебской губернии» Семеновский указывал: «Латыши неприязненно смотрели на производимые крестоносцами крепостные работы и всеми силами стремились воспрепятствовать им, но оставленное осторожным магистром крестоносцев войско не позволило им осуществить свои планы».

Динабургский замок был снабжен значительными боевыми и продовольственными запасами. Он стал резиденцией комтура (командора), начальника солидного рыцарского гарнизона, в руках которого находилась почти вся Латгалия. Комтур имел овальную печать с изображением герба замка: щита, разделенного чертой на две части. В верхней половине — кощунственное изображение образа богоматери с младенцем на руках, а в нижней - стоящий на коленях и обнимающий стену замка.

Начиная с XIII века замок стало местом кровавых сражений литовцев (князья Тройден Лихой, Витовт), войск полоцкого князя и крестоносцев. Замок был много раз разрушен. Но пока Ливонский орден был еще относительно силен, замок каждый раз восстанавливался.

В 1481 году 20-тысячное войско Ивана III в числе других городов взяло и Динабург. Воспользовавшись поддержкой русских, латгалы подняли восстание против немецких феодалов. Позднее Иван III вынудил магистра ордена Вальтера фон Платенберга подписать договор о выплате дани московскому княжеству в течение 50 лет. Русские войска покинули крепость, а немцы вновь заняли Динабург и, опираясь на рыцарей гарнизона, жестоко подавили восстание латгалов. Ливония свое долговое обязательство не выполняла. Мало того, она натравливала Польшу и Швецию на войну с русскими. В течение многих веков у берегов Балтийского моря сталкивались экономические и политические интересы различных государств. Борьба за выход к морю не раз была причиной многолетних кровавых войн. Ливония заключила антирусский договор с Литвой, противоречащий предыдущему договору ордена с Московским государством.

Хорошо понимая последствия такого договора, Иван IV (Грозный) начал активные боевые действия против Ливонии. По преданию, Иван Грозный послал противнику кнут с надписью: Не могу и не желаю терпеть обиду, учиненную мне и моему народу. Бог посылает во мне вам наказание, дабы привести вас к послушанию!

В середине XVIвека Дюнабургский орденский замок доживал свои последние годы. Уже в начале XVвека он не мог противостоять нападениям литовских войск, которые его дважды захватывали и сжигали.

Еще до падения орденского государства, 3 сентября 1559 года, магистр Ливонского ордена Готард Кетлер отдал по договору, заключенному в Кракове, Дюнабург вместе с некоторыми замками под залог в 700 тысяч талеров союзнику ордена по борьбе с Русским государством польскому королю и великому князю литовскому Сигизмунду II Августу. Через пять лет Сигизмунд Август приказал назначить его главным городом Инфляндского (Латгальского) воеводства, выбросить старый герб замка и присвоить новый: на красном поле белый гриф держит в правой лапе обнажённый меч, а на груди этой полуптицы-полульва — инициалы короля

В период последнего крупного наступления войск Ивана Грозного в Ливонии, Дюнабургский орденский замок был окончательно разрушен. Во время осады русские отряды использовали огромные пушки, бросавшие ядра весом в 20 пудов (320 кг). Крепостные стены не выдерживали огня этих пушек, изготовленных товарищами Андрея Чохова, отлившего известную царь-пушку. Приближение к крепостной стене производилось с помощью туровых параллелей. Это было новым в военном деле. Вместе с уничтожением замка перестал существовать и торговый посад около него.

Однако место было стратегически важным, и возникла необходимость строительства нового укрепления. Овладев Динабургом, Иван Грозный некоторое время проживал в нем. Но из-за частых разрушений, а также в связи с дальнейшим развитием артиллерии Динабургский замок утратил свое былое военное значение. Это хорошо понимал Иван Грозный, обладавший относительно глубокими военными знаниями и большим боевым опытом. Он приказал разрушить рыцарский замок до основания и приступить к сооружению валов новой крепости в месте впадения речки Шуницы в седую Даугаву в 19 км ниже по течению. При сооружении крепости недалеко от иезуитского костела в 1819 году была найдена медная доска с русской надписью, свидетельствующая, что «... шанец сей (артиллерийское полевое укрепление) закладен Царем Иоанном IV».

В 1671 году хотели отремонтировать замок, но во время Северной войны (1700—1721) замок был полностью разрушен.

Следует отметить печальный финал этого памятника раннего средневековья. Еще в начале 19 в. развалины замка были видны на поверхности земли. Несмотря на то, что в 1826 году последовало «высочайшее повеление» охранять все остатки древних памятников и крепостей, «чтобы строжайше было запрещено таковые здания разрушать» и октябре 1861 года губернская палата государственных имуществ с публичного торга продала подрядчикам для разбора остатки стен и фундамента замка за 1067 рублей.

Во время раскопок 1888 года под руководством Неймана были найдены мелкие орденские монеты — шиллинги, с обозначением места чеканки — Ревеля конца XV — начала XVI века, каменные ядра, глиняные сосуды, осколки стекла и изразцов. В ходе этих раскопок были раскрыты старые основания замка, которые находились под слоем обломков и развалин толщиной 7-9 футов. Именно эти раскопки установивили план крепости и дали материал для реконструкции внешнего вида ее укреплений.

После 1979 года в связи со строительством Даугавпилсской ГЭС на месте развалин стали проводиться раскопки. Если бы ГЭС была построена, то замковая гора превратилась бы в остров, который возвышается примерно на 7-8 метров над водой.

Старожилы говорят, что до 1941 года можно было спуститься в подземелье замка. Но во время войны эту местность сильно бомбили и на сегодняшний день вход в остатки подземелий (если они ещё сохранились) не найден.

Во время раскопок 2008 года был найден наконечник стрелы, кости, украшения, шлак от ковки металлов, керамика. Сейчас от замка сохранился только фундамент. В настоящее время в Науене можно осмотреть руины и макет замка. С городища открывается широкая панорама долины Даугавы.

::/fulltext::