Created on 10 December 2011
Written by Дима, Наташа, Карина, Антон
Hits: 16250
::introtext::
Раним субботним утром мы (Дима и Наташа) выехали в направлении Даугавпилса, было еще темно, на дорогах тонким слоем лежал лед, в небе полная луна. Ехали без спешки, собрали остальных участников похода: Антон, Карина и двинулись в путь. По дороге несколько раз останавливались, выпили по утреннему ароматному кофе на заправке, закусили вкуснейшими Наташиными пирожками, и в полном блаженстве провели неблизкий путь до Даугавпилса.
::/introtext::::fulltext::
По трассе A6 мы добрались до Даугавпилса и дальше по этой же трассе до поворота на Жидино. Оставили машину у родственников, которые проживают в 2км от кургана Маркова. Родственники дядя Яша и тётя Зоя сразу не поняли нас, долго отговаривали идти в поход, накормили борщом и убеждали остаться у них на неделю или две. Мы были непреклонны и в 10:00 выдвинулись к первой точки маршрута - кургану Маркова или Марковскому городищу.
Марковский курган высотой 40 м имеет овальную форму, с круглой насыпью на севере и следами экскаватора на востоке. Марковский курган по нашим предположениям был капищем древних латгалов (восходящих к Кривичам). По одной из версий курган датирован 1200 лет до н. э. Древние поселенцы воздвигли его на природном возвышении, между двумя оврагами. Холм имеет форму языка, судя по всему, он сформировался во времена схода ледника (14 тыс. лет до н. э.), когда потоки талой ледниковой воды устремлялись в Даугаву, образуя широкие и бурные притоки.
В наше время у подножья холма, в одном из оврагов, течет речка - Путана. Откуда произошло название Маркова, нам узнать не удалось. Капище (в виде кургана) возвышается еще на 5-10 метров в высоту, и имеет округлую форму. Исторически известно, что до 5 века умерших хоронили в подкурганных ямах, которые размещались внутри кургана. Возможно, курган имел внутренние ходы для удобства новых захоронений. Скорее всего, курган размещался рядом с городищем и представлял собой кладбище, в котором складывали останки умерших людей после обряда кремации. Латгалы, восходят своими корнями к кривичам (это наш логический вывод, основанный на археологии, лингвистики и географии) и возможно от них унаследовали обряд кремации. После 5 века, когда в результате большого переселения народов, кривичи стали активнее ассимилироваться с латгалами, в Латвии стали появляться и типичные псковские длинные курганы.
Гуляя вокруг Марковского кургана, и впитывая историю прямо из источника, мы дошли до другого исторического объекта - деревни Слутишки. Эта деревня примечательна тем, что в 17 веке сюда перебрались православные старообрядцы, гонимые властью и церковью. На сегодняшний момент в деревни можно насчитать около 10 домов, один из которых музей (реставрированный по всем правилам того века). Многие дома стоят пустыми. Население деревни старее. Молодые не хотят коротать здесь свой век и массово уезжают в города. Людям видимо совсем надоели туристы, нас обходили стороной. Один старик спросил, откуда мы будем. Мы ответили. «Делать вам нечего!» - произнес старик, сплюнул и поспешил уйти. Да, для них мы бездельники, которые вместо того, чтобы вести хозяйство, шляются черт знает где… Трудно им понять, как чувствует себя городской человек среди бетонных стен.
Солнышко вышло из-за туч, обрадовало и согрело нас, деревня осталась позади, а впереди нас ждали ворота Даугавы! Это высокие берега Даугавы, образованные двумя крутоярами – Слутишкю и Верверу. Очарованные видами, мы некоторое время стояли и смотрели на чистую и очень темную воду, низкорослые деревья на левом берегу реки и исполины. Декабрьское солнце светило совсем не по-зимнему и мы немного "растаяли" от этого.
Время не стоит на месте, и мы тоже не стали долго задерживаться, ведь светлое время у нас ограничено. На очередном изгибе мы обнаружили осколки камней разнообразной формы, именно там я и нашел лезвие каменного топор из далекого каменного века. Возможно, что этот осколок просто пригодный для топора и никакого отношения к неолиту не имеет, но я считаю по другому :) Это же поход по историческим мотивам, значит и находки должны быть историческими. Небольшой перекус в окружение могучих камней, которые играючи притащил сюда могучий ледник и мы двинулись дальше. Наша следующая цель была вышка в Васаргелишках, с которой был нарисован пейзаж для 10-латовой купюры.
По узким лестным тропинкам мы двинулись в направлении вышки. Берега Даугавы обрывистые и красивые, мы часто спускались к реке, чтобы насладится видом. По дороге попадались брошенные дома, некоторые полностью, некоторые частично разрушены.
Смотровая вышка располагалась на вершине очередного крутояра. Сильный ветер продувал до костей, но мы смело полезли наверх. Вышка, построенная не так давно, уже была в жутком состоянии. Ступени местами рассыпались в труху, а перила покрывали бороды лишайников.
Сверху открывался еще один завораживающий вид на Даугаву, которая петляла между лугов и лесов, даря живительную влагу всему живому. Заранее запаслись 10Ls купюрой для сравнения - всё совпало! Это было нарисовано именно тут. Ветер не позволял нам задерживаться. Да и солнышко уже окрасило рваные тучи в розоватый оттенок.
Три часа, через час начнет темнеть. Нужно было срочно думать о ночлеге. До ближайшего леса несколько километров. Как назло, до вышки лес буквально манил нас своей нетронутостью и пригодностью для ночевки. За вышкой в основном были поля или небольшие влажные перелески.
Рядом с вышкой располагался кемпинг "Ozianna". Летом здесь можно устроиться в небольших комфортабельных домиках. Здесь также хозяин организовал интересную задумку. На фоне реки стояла доска в виде трафарета 10-латовика. На месте пейзажа отверстие, в котором можно осмотреть картинку в натуре.
Последние метры до стоянки мы шли под тягостные вздохи некоторых участников похода, мол, ну когда стоянка уже. Берег здесь почти весь увили лианы «бешеного огурца». Идти было трудно, ноги путались и цеплялись. Здесь также было много завалов из старых деревьев и прочего мусора. Видимо при разливах бурная Двина вынесла это все на берег.
Антон рассказывал мантры бывалых - про три состояния туриста. Причем в третьем состоянии турист может идти бесконечно долго и почти не спать. Правда, это «заговаривание зубов» мало помогало…
И вот на высоком берегу, над нами начался лес. Мы поднялись прямо в чей-то двор. Хорошо, что народу не было. Отойдя совсем недалеко, мы, наконец, повалились на землю. Место было не самое удобное, до воды далеко, кострища нет, но идти дальше было уже совсем трудно. Темнота и усталость переселили в нас чувство осторожности.
Достали пилу,топор, мачете и отправились за дровами. Антон быстро выбрал сухое (но не трухлявое) дерево, его завалили и распилили на чурбаны, а после раскололи на поленья (не простая была задача). И вот древесина затрещала, объятая языками пламени. Стаи искр ринулись в атаку на черное как уголь небо, затянутое облаками.
Мы ожидали увидеть лунное затмение (которое обещали в ночь с 10 на 11 декабря), спустя время тучи, словно специально для нас, разошлись и мы увидели бледную полную луну с черным краешком, который будто бы кто-то отгрыз. Когда затмение прошло, луна предстала перед нами в своем привычном виде и словно днем осветила стволы деревьев вокруг нас.При таком ярком освещении можно было даже пускаться в дальнейший путь, но мы этого делать не стали.
В лесу чувства обострены особенно сильно, и природные явления становятся частью человека, дела и мысли сливаются воедино. Человек и лес, снова и снова встречаются вместе, как и много тысяч лет назад. Такое единение как никогда дорого современному человеку, и быть может, ради него, многие идут в поход.
Зимние вечера долгие, часы считали минуты как будто с ленцой. Мы три раза пили чай, обсудили множество вопросов, поговорили об истории и жизни, а потом около девяти отправились спать. Укутались мы знатно, но ночь стало жарко и пришлось расстёгиваться и снимать лишнее. Два самонадувающихся коврика, два простых, одна спарка из двух спальников, один теплый спальник на четверых - более чем достаточно для температуры 0 градусов по Цельсию.
::/fulltext::